Распространение ГКС по всему миру.
В 1582 году (15 окт) римским папой Григорием XIII была введена в пользование в католических странах ГКС (григорианская календарная система) взамен существующей ЮКС (юлианской календарной системы) = следующим днём после четверга 04 октября по ЮКС стала пятница 15 октября по ГКС. Таким образом, эра ГКС = пт, 15 окт 1582 год от р.х. = 01 год по ГКС.
В 1582 году на ГКС перешли: Португалия, Испания, Франция, Лотарингия, Италия, Речь Посполитая (Княжество Литовское и Королевство Польское).
В 1583 году на ГКС перешли: Голландия, Бельгия, Брабант, Фландрия, Льеж, Аугсбург, Трир, Бавария, Зальцбург, Регенсбург, часть Австрии, Тироль.
Введение ГКС в Бельгии и Голландии.
01 янв 1583 года наступило после 21 дек 1582 года. В итоге = всё население в том году осталось без Рождества.
В 1583 году Григорий XIII направил Константинопольскому патриарху Иеремии II посольство с предложением перейти на ГКС.
В 1583 года на соборе в Константинополе предложение было отвергнуто как не соответствующее каноническим правилам празднования Пасхи, а последователям нового календаря провозглашена анафема.
В 1584 году на ГКС перешли: Австрия, Швейцария (кантоны Люцерн, Ури, Швиц, Цуг, Фрайбург, Золотурн), Силезия, Вестфалия, Испанские колонии в Америке.
Введение ГКС в Польше.
Когда ( в 1584 году) польский король Стефан Баторий ввёл в Риге новый календарь, местные купцы подняли мятеж, заявив, что сдвиг на 10 дней срывает их сроки поставок и приводит к значительным убыткам. Мятежники разгромили рижскую церковь и убили несколько муниципальных служащих. Справиться с «календарными беспорядками» удалось только летом 1589 года. Несмотря на то, что календарные беспорядки были подавлены, недовольство сохранялось и привело в конечном счёте к свержению польской власти в 1621 году.
До 1600 года на ГКС перешла католическая часть Швейцарии.
В 1753 году = протестантские кантоны.
В 1811 году = Гризон (кантон Граубюнден).
Введение ГКС и возврат в ЮКС.
В некоторых странах, перешедших на григорианский календарь, впоследствии возобновлялось юлианское летосчисление в результате их присоединения к другим государствам.
Ошибки восприятия возникали в связи с разновременным переходом стран на ГКС.
Например: || иногда говорится, что Инка Гарсиласо де ла Вега, Мигель де Сервантес и Уильям Шекспир умерли в один день = 23 апр 1616 года, на самом деле У.Шекспир умер на 10 дней позже, чем Инка Гарсиласо; в Испании ГКС действовала с самого введения, а Великобритания перешла на ГКС только в 1752 году, и на 11 дней позже, чем Сервантес (который умер 22 апр, но был похоронен 23 апр) || в перешедшей по решению короля Георга II на григорианский календарь 02 сен 1752 года Британии пришлось сдвигать дату вперёд уже не на 10, а на 11 сут, поскольку с момента вступления в силу нового календаря в континентальной Европе миновал уже целый век, и накопился ещё один лишний день; после 02 сентября наступило 14 сентября, подданные остались недовольны решением, сделавшим их старше, в стране были замечены протесты под лозунгом: «Верните нам наши 11 дней», который присутствует на одной из гравюр серии «Выборы», созданной Уильямом Хогартом; временами вспыхивали бунты, приводившие к гибели людей (например, в Бристоле).
Введение ГКС в Великобритании = финансовые последствия для сборщиков налогов и податей.
В 1753 году (первом полном году по григорианскому календарю) банкиры отказались платить налоги, дожидаясь положенных 11 дней после привычной даты окончания сборов (25 марта). В результате финансовый год в Великобритании начался лишь 06 апреля. Эта дата сохранилась и до сегодняшних дней как символ больших перемен, произошедших 250 лет назад.
Введение ГКС в Швеции.
В Швеции решили отменять високосные дни с 1700 по 1740 годы. В 1700 году был отменён первый високосный день. Потом началась война, и про перевод забыли. Таким образом, страна жила по своему собственному шведскому календарю. В 1711 году Карл XII признал это непрактичным, решил вернуться к старому стилю и добавить в феврале 2 дня. Поэтому в Швеции было 30 февраля 1712 года. Лишь в 1753 году был введён новый стиль. При этом после 17 февраля последовало сразу 01 марта.
Необычным был переход на ГКС на Аляске.
Так как на Аляске переход на ГКС сочетался с переносом линии перемены даты, то после пятницы 06 октября 1867 года по старому стилю следовала ещё одна пятница 18 октября 1867 года по новому стилю.
В 1872 году решение о переходе с традиционного лунно-солнечного на григорианский календарь приняла Япония, так что следующим днём после «второго дня двенадцатого месяца пятого года Мэйдзи» стало 01 января 1873 года, в результате чего календарь Японии был приведён в соответствие с календарём основных западных держав (за исключением России). Тем не менее, в официальных документах одновременно продолжает использоваться система нэнго. Например, год 1868 может быть записан как первый год Мэйдзи, 1912 - Тайсё 1, 1926 - Сёва 1, 1989 - Хэйсэй 1, и так далее. В обычной практике, однако, применяется летосчисление от р.х по «западному календарю» (西暦, seireki), ставший в течение XX века в Японии основным.
В 1896 году (01 янв), при активном участии Ю Кил-чуна, ГКС приняла Корея. Согласно принятому календарю установилась нумерация месяцев, но ещё в продолжении 1895-1897 годов продолжилась старая нумерация лет по первому году правления династии Чосон, по которой 1896 год по ГКС соответствовал 1392 году Чосон. Между 1897 и 1910 годами и вновь с 1948 до 1962 год использовалось корейское начало календарной эры. Между 1910 и 1945 годами, когда Корея была под японским управлением, применялось японское летосчисление. С 1945 до 1961 годы в Южной Корее григорианский календарь был совмещён с летосчислением от основания государства Кочосон в 2333 году до р.х. (считается годом ранее, легендарным началом правления Дан-Гуна). Таким образом, эти годы по счислению Данги нумеровались с 4278 по 4294. Эта нумерация неофициально использовалась и до этого вместе с корейским лунным календарём, иногда используется и в настоящее время. В 1997 году (08 июл) в Северной Корее было принято «летосчисление чучхе», началом которого было не р.х. а 1912 год = год рождения Ким Ир Сена.
В 1912 году (01 янв) Китайская Республика официально приняла григорианский календарь при своём провозглашении, но континентальный Китай вступил в период военной диктатуры с властью различных полевых командиров, использовавших различные календари. С объединением Китая под властью Гоминьдана в октябре 1928 года Национальное правительство постановило, что с 01 января 1929 года будет использоваться григорианский календарь. Тем не менее, Китай сохранил китайскую традицию нумерации месяцев, а началом летосчисления был назначен первый год провозглашения Китайской Республики — 1912 год. Эта система всё ещё используется на Тайване, считающем себя преемником Китайской Республики. После провозглашения в 1949 году Китайской Народной Республики континентальный Китай продолжил использовать григорианский календарь, но были отменены нумерация и летосчисление, введённые прежним правительством, и установлено соответствие с летосчислением от р.х., принятым в СССР и на Западе.
В 1918 году (26 дек) на ГКС перешла Россия. Декрет Совнаркома от 26 янв 1918 года, согласно которому в 1918 году после 31 янв следовало 14 фев (на территории России, находившейся под контролем советской власти). На территориях бывшей Российской империи, находившихся под контролем других государственных образований, возникших после падения Временного правительства, даты официального введения нового стиля отличаются. Временное Сибирское правительство ввело новый стиль декретом от 31 августа 1918 года, постановив считать день 01 октября 1918 днём 14 октября 1918 года. А на Юге России продолжали жить по старому стилю вплоть до перехода территории под власть большевиков. Таким образом, в ряде стран, в том числе и в России, в 1900 году был день 29 февраля, тогда как в большинстве стран его не было. Проблемы с принятием календаря. В России григорианским календарем стали пользоваться после революции 1917 года. В связи с этим, российская сборная опоздала на летние олимпийские игры 1908 года в Лондоне на 12 дней.
С 1923 года большинство поместных православных церквей, за исключением Русской, Иерусалимской, Грузинской, Сербской и Афона, приняло похожий на григорианский новоюлианский календарь, совпадающий с ним до 2800 года. Он также был формально введён патриархом Тихоном для употребления в Русской православной церкви 15 окт 1923 года. Однако это нововведение хотя и было принято практически всеми московскими приходами, но в общем вызвало несогласие в Церкви, поэтому уже 08 ноября патриарх Тихон распорядился «повсеместное и обязательное введение нового стиля в церковное употребление временно отложить». Таким образом, новый стиль действовал в РПЦ только 24 дня.
В 1923 году на ГКС перешла Греция.
В 1926 году на ГКС перешла Турция.
В 1928 году на ГКС перешел Египет.
В 2016 году на ГКС перешла Саудовская Аравия.
Национальные календари.
Не перешли на ГКС: Эфиопия (в стране используется эфиопский календарь), Иран, Афганистан (использует иранский календарь), Непал (использует непальский календарь). В Таиланде принят тайский солнечный календарь, который представляет собой ГКС, но с другим летосчислением.
Параллельное календарирование.
В следующих странах используются ГКС и национальный календарь:
- Израиль = еврейский календарь
- Индия = Единый национальный календарь Индии
- Бангладеш = бенгальский календарь
Летосчисление от р.х. и национальное летосчисление параллельно используются в:
- Китайской Республике (Тайвань = календарь Миньго)
- КНДР (календарь чучхе)
- Японии (летосчисление по девизам правления)
- в 1948 году на Московском совещании Православных церквей постановлено, что Пасха, так же, как и все переходящие праздники, должна рассчитываться по александрийской пасхалии (по юлианскому календарю), а непереходящие — по тому календарю, по которому живёт Поместная церковь
- Финляндская православная церковь празднует Пасху по григорианскому календарю.
Введение ГКС в России.
Петровская реформа 1700 года не коснулась структуры существовавшего на Руси юлианского календаря. В процессе развития культурных, торговых, политических связей с ближним и дальним зарубежьем страна столкнулась с проблемой «хронологического двумыслия» и вынуждена была признать господствующее значение в мире григорианского календаря. Уже в XIX столетии новый стиль наряду со старым стилем начал применяться в международных отношениях, в деловой и научной переписке. Им стали пользоваться иностранное и внешнеэкономическое ведомства, различные структуры торгового и военно-морского флота. На григорианский календарь перешли астрономические и метеорологические службы. Внутри же самой страны жизнь по-прежнему протекала по старому стилю (по юлианскому календарю). Подобная двойственность была связана с большими неудобствами. Поэтому назревала необходимость во введении единого, общепринятого способа счисления времени во всех сферах жизнедеятельности российского общества.
В 1830 году Петербургская академия наук выступила с предложением о введении в России нового стиля. Бывший в то время министром народного просвещения князь К.Ливен отрицательно отнесся к этой инициативе. В своем докладе Николаю I он представил реформу календаря как дело «несвоевременное, недолжное, могущее произвести нежелательные волнения и смущения умов». По его словам, «вследствие невежества народных масс выгоды от перемены календаря весьма маловажны, почти ничтожны, а неудобства и затруднения неизбежны и велики». После столь «благожелательного» представления царь начертал на докладе не менее мудрое резюме: «Замечания князя Ливена совершенно справедливы». Вопрос на долгое время был похоронен.
В 1864 году ученый астроном И.Медлер (1794-1874), профессор Дерптского (ныне Тартуского) университета, выступил со статьей «О реформе календаря». Он писал: «Наш нынешний календарь похож на такие часы, которые не только постоянно опаздывают, но и идут неверно». Со своей стороны ученый предлагал, устранив отставание календаря, ввести несколько иную корректирующую схему, согласно которой каждые 128 лет исключался бы из счета один день. Это обеспечивало бы высокую точность календаря. По мнению И.Медлера, такой вариант мог быть приемлем и для православной церкви. Однако и на этот раз никаких мер по проведению календарной реформы принято не было.
В 1899 году при Русском астрономическом сообществе была создана комиссия из представителей научных учреждений, ведомств, министерств. Комиссией было предложено ввести в России не григорианский, а более точный календарь, основанный на проекте И.Медлера. Несмотря на активную роль в работе комиссии Д.Менделеева, реформа не состоялась. Вновь сказалось мощное противодействие царских правительственных кругов и русской православной церкви. В данном случае следует отметить следующее. Введение нового календаря само по себе не простое дело, даже если имеется в виду календарь, уже существующий и принятый в большинстве стран мира. Но что делать стране, если она захочет иметь свой собственный, отдельно взятый календарь? Куда она с ним потом денется? Как впишется в мировые анналы? Снова постоянно точить временные шкалы, постоянно иметь «в уме» поправку на стиль? А что такая реформа будет при всем этом стоить? И вызывает удивление, что Д.Менделеев содействовал проведению в жизнь хотя и более точного проекта, но отличного от принятого почти во всем мире григорианского календаря. В какой-то мере это можно объяснить недопониманием с его стороны самого принципа прежней календарной трансформации. По мнению ученого химика, «при введении григорианского стиля (в 1582 году) сделана была погрешность в счете начала (определившаяся как недостаточною точностью сведений об истинной длине года, так и поправкою лишь со времени Никейского собора). А именно: в 1582 году ошибка юлианского стиля от истинного счета лет равнялась — 0,00781х1582 — 12,355 сут, а папа Григорий XIII ввел поправку всего на 10 сут. То есть, умножил недоразумения разного рода, и вопросы календаря усложнились, а не упростились, если в счете лет исходить от р.х. Как заметил И.Климишин, «Д.Менделеев не понял сущности реформы 1582 года, задачей которой было возвратить весеннее равноденствие не к началу эры, а к моменту, когда складывались правила расчета даты Пасхи» (к 325 от р.х.). Что же касается не решенных папой Григорием XIII проблем, то они не могли быть разрешены и проектом И.Медлера. Ведь он сам начинал «плясать» от григорианской печки. До 2028 года его календарь вообще ничем не отличался бы от европейского, а затем по пилообразной «синусоиде» извивался бы около его осевой: в 2100 году оба хронографа опять совпали бы, в 2156 — вновь разошлись бы и т.д. Так извиваясь, он точнее отсчитывал бы время вперед, а не назад. Поэтому те 2,355 сут, которые якобы «нашел» Д.Менделеев, тут же потерял его подзащитный. И.Медлер тоже не совсем корректно трактовал некоторые аспекты проблемы. Он полагал, будто божественный Юлий командовал не только римскими когортами, но и круговоротом Солнца. Согласно профессорскому мнению, «по распоряжению Ю.Цезаря днем весеннего равноденствия должно было быть 21 марта». И далее утверждалось: «Когда в IV столетии нашего летосчисления этот (то есть юлианский) календарь был принят, то на Никейском соборе было постановлено… так как весеннее равноденствие отодвинулось в то время на 18 мар, то отбросить три дня». Комментарий И.Климишина: «Конечно, все сказанное здесь — сплошные домыслы. Никейский собор никуда весеннего равноденствия не смещал, поскольку оно к 18 марта и не передвигалось. Доказательством является то, что выдающийся древний астроном Птолемей (II от р.х.) в своем «Альмагесте» считал датой весеннего равноденствия 22 мар». Речь в данном случае не о теоретических преимуществах того или иного календаря, а о практической целесообразности абсолютной календарной реформы. Вот если бы И.Медлер предложил свой проект самому Григорию XIII, тогда и можно было бы вволю и по теоретизировать. А тут, как говорят на Руси, из огня - да в полымя! Но вернемся в 1899 год. Продолжая использовать огненный лексикон, скажем так: из календарной искры, оброненной Русским астрономическим обществом, разгорелось пламя. Императорская академия наук, восстав от сна, бросилась вдогонку — по высочайшему, естественно, изволению — создавать собственную календарную комиссию. Последней свыше было предписано в своей деятельности принять «во внимание соображения бывшего министра народного просвещения князя К.Ливена по вопросу о введении в России григорианского стиля». Вскоре поступило и мнение Святейшего синода русской православной церкви за подписью обер-прокурора К.Победоносцева: «Считать введение неблаговременным».
В 1918 году проблема реформы юлианского календаря в России была решена. Вопрос был поставлен на одном из первых заседаний СНК 16 (29) ноя 1917 года. На заседании 23 янв (05 фев) 1918 года были предложены два проекта и образована комиссия для их рассмотрения. Декрет «О введении в Российской республике западноевропейского календаря» принят на заседании СНК 24 янв (06 фев) 1918 года и подписан В.Лениным. В декрете говорилось: «В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени Совет Народных Комиссаров постановляет ввести по истечении января месяца сего года в гражданский обиход новый (григорианский) календарь». Поскольку к тому моменту разница между старым и новым стилями составляла уже 13 сут, то декретом предписывалось после 31 янв 1918 года считать не 01 фев, а 14 фев 1918 года. Для связи времен предлагалось до 01 июл 1918 года после числа каждого дня по новому стилю в скобках проставлять число по старому стилю. Русская православная церковь осталась при ветхом календаре.
Мнение профессора В.Болотова, в качестве представителя Святейшего Синода принимавшего участие в работе календарной комиссии при Русском астрономическом обществе, которая закончилась ничем. Он говорил о том, что именно в удержании юлианума «в жизни еще несколько столетий» будто бы и состоит «культурная миссия России по этому вопросу», чтобы «чрез то облегчить для западных народов возвращение от не нужной никому григорианской реформы», которая «не имеет для себя не только оправдания, но даже извинения», «к неиспорченному старому стилю». Современную церковную позицию выразил профессор Московской духовной академии А.Георгиевский: «Наша Русская Православная Церковь для своей внутренней жизни вполне удовлетворяется этой юлианской системой и, принимая григорианский календарь для гражданского обихода, не видит в настоящее время необходимости в ее реформе». И далее следуют слова митрополита А.Вадковского: «Юлианский календарь в применении его к церковной практике во всех случаях является надежным якорем, который удерживает православных от окончательного поглощения миром инославным, является знаменем, под которым чада Православия собираются воедино». Кроме Русской церкви, юлианского календаря в мире придерживаются Иерусалимская и Сербская православные церкви, а также небольшие группы старостильников, отколовшихся от Элладской православной церкви. Так что в настоящее время юлианум отнюдь не собирает «воедино», не соединяет, а, наоборот, разъединяет.
Распространение ГКС
- sete
- Сообщения: 37
- Зарегистрирован: Вт дек 27, 2022 11:58 am
- Cherry
- Сообщения: 6
- Зарегистрирован: Пн июн 24, 2019 3:20 pm
- Откуда: Москва
Re: Распространение ГКС
#Я в удивлении!
В соседней теме я уже поднимала вопрос о поэтапности ввода ГКС в разных странах. И Швейцарию как-то упустила из виду. А зря!
Оказывается Швейцария побила все рекорды! В ней процесс перехода затянулся более чем на 2 столетия.
Спасибо, sete. Очень познавательно.
В соседней теме я уже поднимала вопрос о поэтапности ввода ГКС в разных странах. И Швейцарию как-то упустила из виду. А зря!
Оказывается Швейцария побила все рекорды! В ней процесс перехода затянулся более чем на 2 столетия.
Спасибо, sete. Очень познавательно.
Я украду тихо неслышно
Спрячу тебя в спелые вишни
Спрячу тебя в спелые вишни
- sete
- Сообщения: 37
- Зарегистрирован: Вт дек 27, 2022 11:58 am
Re: Распространение ГКС
#В этом разделе я старался показать и выложить всю известную на сегодняшний день информацию о переходе с ЮКС на ГКС. Возможно, по этой теме, что-то появится еще. Буду рад добавлению в этот раздел новой информации, которую дадут участники форума.
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей